оборником изучения светских наук. В деле просвещения важное значение придавал разветвленной сети народных школ, что вынудило всерьез заняться вопросами упорядочения и реформы учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и умственных способностей учеников, разработки и уточнения содержания, программ и плана обучения.

По Магистросу, обучение — длительный, многоступенчатый процесс, стержнем которого является изучение семи свободных искусств. Однако предвари- тельно надо овладеть искусством чтения и письма, содержанием Ветхого и Нового заветов, знанием древней мифологии, отрывков из важнейших памятников античной литературы, приобщавших учеников к литературному стилю и языку античной классики, к светскому мышлению.

Этот подготовительный этап предваряет изучение наук тривиума. Затем необходимо усвоить грамматику, искусство риторики и лишь потом перейти к изучению философии, т. е. данная программа обучения в основном опирается на принципы классификации наук и учебной программы грекофильской школы. Важное значение Магистрос придает переводам памятников науки и философии, полагая, что при этом надо руководствоваться определенной разработанной программой, отвечающей потребностям учебно-образовательного процесса. Он перевел на армянский язык «Геометрию» Евклида, приступил к переводу «Федона» и «Тимея» Платона.

Подобно другим деятелям армянской науки и просвещения, Магистрос глубоко сознавал значение государственной и политической самостоятельности в деле развития школы и образования, распространения просвещения в народе.

Ованес Саркаваг Имастасер (1045—1129) —один из универсальных умов и энциклопедически образованных людей средневековья. За свои многогранные и глубокие познания он был прозван современниками «великим философом», «божественным философом», «ритором», «поэтом», «святым вардапетом» и т. д. Первоначальное воспитание и образование получил в Ахпатском монастыре, а затем у вардапета Урчаци. Свои знания он совершенствует в г. Ани, где существовала развитая школьная система, преподавались светские науки. Получив солидную теоретическую подготовку, он приступает к самостоятельной научно-педагогической работе. Вероятно, в 70-е гг. он становится руководителем Анийской школы.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz
ang=RU style='font-size:50%'>Этот урок подготовлен при помощи приложения PowerPoint.
Вернуться на сайт
Hosted by uCoz