ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

Информатика, информационные технологии, интернет-технологии, WEB-дизайн, основы теории баз данных, программирование, алгоритмизация, оффисные технологии, создание презентаций и мультимедийных проектов, методические разработки, тематические планирования. материалы к урокам, новости...

Интернет - технологии

Современные тенденции в развитии интернет-технологий.

Почему возникла необходимость вводить изучение интернет-технологий в курсе информатики средней школы? Специальность вебмастера со временем теряет ореол таинственности, а технология сайтостроения выходит из стен лабораторий на просторы промышленного освоения. Верный признак этого - растущие инвестиции в Интернет-проекты и осознание того, что Веб-сайты пригодны не только для распространения on-line развлечений, но и для серьезной образовательной, научной и легальной коммерческой деятельности. А раз так, то и подход к изучению интернет-технологий должен быть серьезным.

Для начала необходимо разобраться, в каком направлении движутся Интернет-технологии и разобраться в той кухне, которую используют сегодня разработчики. Выделим несколько интересующих нас современных тенденций:

- в вебтехнологиях: какие грядут архитектурные подходы, программное обеспечение, специальная аппаратура, серверы и т.д. Описание (декларативный подход) вебсайтов против их программирования (объектно-ориентированный подход), как сделать из сайта - рекламного буклета нормальный вебсайт с внешней Интернет -, партнерской экстранет - и внутренней интранет - частью;

- экономике сайтостроительства: анализ рынков (кто, где и сколько платит за WEB development) и связанный с анализом рынков обзор инвестиционных перспектив отрасли;

- маркетинге вебдизайна и вебпрограмминга: какие аргументы и бизнес-модели используют лидеры отрасли, чтобы организовать поток заказов; - контент (содержание) - происхождение и потребление;

- людских ресурсах отрасли: откуда в отрасль приходят специалисты, куда они из отрасли уходят (если уходят), какие еще в отрасли есть профессии, кроме вебмастер, и кто учит профессионалов, и сколько времени нужно учиться), сколько платят в отрасли разным специалистам и т.д.;

- социальных аспектах: от проблем приватности до проблем соблюдения смежных прав (копирайта) на визуальный дизайн.

Технологии.

Вебсайты это любые программные комплексы, имеющие Интернет-интерфейс. В полном соответствии с названием: web site - место в паутине. Все труднее сообразить, какие программные комплексы не имеют (или в ближайшие годы не будут иметь) этот самый Интернет-интерфейс. Поэтому программы становятся вебсайтами, а сайтостроительство и собственно прикладное программирование становятся неразличимыми. Вебдизайнеры, наконец, займут свое законное место иллюстраторов программистской работы - как книжные художники заняли свое место иллюстраторов работы писательской. Гипертекстовых страниц - файлов уж практически нет (если и есть, то только для заводящих домашние странички любителей). На сегодняшний день наблюдается многоуровневый синтез вебстраниц.

- Первый уровень: сбор необходимой для страницы информации внутри многочисленных информационных систем организации (например, вытаскивание на страницу вебмагазина только тех товарных позиций, которые есть на складе, а также имеющихся цен на товары и необходимых фотографий из базы данных, ведущийся отделом маркетинга).

- Второй уровень - раскладка этой информации внутри шаблонов, фиксирующих текущий дизайн сайта.

- Третий уровень - браузер вытягивает из того же вебсайта картинки (в том числе flash - анимационные).

- Четвертый уровень - браузер вытягивает из других вебсайтов недостающие части страницы (например, банеры, счетчики, курсы валют). Собственно, если программы становятся вебсайтами, то все инструменты программирования становятся инструментами вебстроительства. Это вызов современному программированию, потому, что у этой отрасли по-прежнему нет ответа на вопрос о том, как многим желающим непрофессионалам построить свой сайт быстро и безошибочно писать сложные многопользовательские и многозадачные приложения с графическими интерфейсами. Наверняка, история повторится, и кончится все гипертекст-ориентриованным программированием. Но в этой истории будут написаны и новые главы. Так, например, мультимедиа и распознавание образов добавляют видео и голосовой интерфейсы, теперь вебсайтам необязательно иметь

Экономика.

Мир утягивается в сеть, причудливо отражаясь миллионами (очень скоро - миллиардами) вебсайтов, и не только отражаясь, но и прирастая ими. Более того, в Сеть не хуже утягиваются и выдуманные миры. Поэтому не хочется приводить отдельные цифры для рынка сайтостроительства: они удовлетворят самых требовательных инвесторов. Да. В сайтостроительство можно вкладываться, только вложения эти не обязательно будут в студии вебдизайна. С одной стороны, программное обеспечение для создания и аппаратура для поддержки сайтов дешевеет на изумленных глазах. С другой стороны, каждый вебсайт становится дешевле, но число сайтов увеличивается стремительней. В эту сайтостроительную лихорадку втягивается все больше и больше людей - и вот уже нельзя отличить сайтостроителя от простого сотрудника. Все больше и больше разработкой вебсайтов будут заниматься просто сотрудники фирмы, получающие за это зарплату. Кроме того, следует отметить, что стоимость годового сопровождения вебсайта и стоимость его начальной разработки примерно равны. А это еще больший кусок рынка. В общем, деньги в отрасли будут.

Маркетинг.

Маркетинг в отрасли продолжает развиваться бурными темпами. Все чаще и чаще на рынке услуги производства и "раскрутки" вебсайта объединяются. Если вы знаете, что вы построили, то и прорекламировать это будет легче. Эти высказывания относятся и к Интернет и к экстранет сайтам, только называется внутренняя реклама внедрением. Сам маркетинг, как гибкая дисциплина, уже начал свою перестройку, и в случае Интернет-ресурсов мы чаще слышим об управлении отношениями при помощи вебсайта, об опосредованных вебсайтом человеческих коммуникациях.

Контент.

Читатели (покупатели, участники, партнеры, посетители, зрители и т.д.) вебсайта вовсе не ожидают получить на вебсайте контент. Если вебсайт - это программа, то они ожидают, что вебсайт выполнит для них ту или иную функцию (услугу): развеет тоску, ответит на вопрос или обработает их данные. Понятно, что на все случаи жизни информации в памяти не напасешься. Представить себе сайт, который тиражировал бы плоды умственной деятельности гениальных в обыденной жизни людей практически невозможно, прежде всего, из экономических соображений. Вебсайты, фильтрующие письма посетителей, провоцирующие авторов на выступления, обойдутся гораздо дешевле, чем вебсайты, публикующие только специально заказанные статьи. Чтобы обеспечивать коммуникационную роль, вебсайту нужны уже не столько редакторы, сколько модераторы (ведущие). Это значит, что литературная компетентность околосайтовых людей будет падать, а коммуникационная (умение общаться с людьми) растет. В процесс сайтостроительства начинает включаться новая составляющая weteare (человеческое обеспечение). Нет людей - нет контента.

Люди.

Вебсайт - это маленькая модель мира. Если раньше кирпичики мира творили авторы, а обжигал эти кирпичики и укладывал их в кадку вебсайта один человек - вебмастер, то сейчас промышленный подход к миростроению привел к тому, что вебдизайнер задает стиль, бригада программистов функциональность, системный администратор и бизнес-консультант - общую концепцию, директор по маркетингу - блок партнерских ссылок. Менеджер обеспечивает общую организацию работы. Вероятнее всего, такая структура коллектива в будущем претерпит сильные изменения. Вебсайты будут готовить при помощи программного обеспечения, которое под давлением рынка предоставят программисты. При этом одни программы будут проверять грамматические ошибки, другие проследят за наличием корпоративного художественного стиля, третьи проверят, нет ли утечки коммерческих тайн. Неизменно важным при этом остается только контент (содержание) сайта. Для строительства вебсайтов в ближайшем будущем нужны будут обычные сотрудники обычных фирм, а сайтостроительную работу этих сотрудников помогут объединить программисты. А приходящие раз в год дизайнеры будут им делать красиво.

По материалам газеты www.computerra.ru

Назад

 

Материалы к уроку "Интернет-технологии"

Учащиеся делятся на 4 группы: программисты, WEB - дизайнеры, менеджеры-администраторы и рекламная группа. Перед ними ставится задача: создать сайт и разместить его в интернете. Каждая группа получает техническое задание (условное название сайта - "ВЗМАХ")..

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ГРУППЕ WEB - МЕНЕДЖЕРОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА САЙТА "ВЗМАХ".

Цель задания: подготовить информационно-содержательное наполнение сайта, и определить основные формы представления информации.

Программные средства: текстовый процессор WORD.

Этапы работы:

1. Определить цель создания сайта.

2. Определить предполагаемый контингент посетителей сайта.

3. В соответствии с целью создания сайта и предполагаемым контингентом продумать содержание сайта.

4. Определить возможные формы представления информации на сайте.

5. Сформулировать названия основных рубрик (страниц) сайта.

6. В текстовом процессоре WORD подготовить концепцию создания сайта.

Пояснения к выполнению задания:

1. Сайт может быть создан с различными целями, в связи с этим будет разным и его содержание. Это может быть официальный сайт школы, сайт о традициях школы, сайт о самих учащихся и их увлечениях, сайт выпускников школы, сайт геймеров школы и т.д.

2. Определив цель создания сайта, подумайте, кто может быть его потенциальным посетителем, т.е. кого может заинтересовать информация, размещенная на сайте.

3. Продумайте содержание. Если вы решили создать официальный сайт школы, то в нем должна быть история школы, изучаемые предметы, специализация классов, фотографии школы, кабинетов, учителей, учеников и т.п. Если это сайт об учащихся школы, или сайт выпускников, то наверное интересно объединить в этом сайте домашние странички школьников.

4. В качестве форм предоставления информации можно рассмотреть обычную текстовую информацию, фотографии, телеконференции (продумайте тему), чат, доску объявлений (продумайте тему), фотографии, работы учащихся (например открытки, выполненные во Flash) и др.

5. В соответствии с отобранным материалом продумайте названия страниц (ссылок, пунктов меню) сайта.

6. Откройте текстовый процессор WORD и подготовьте письменную концепцию сайта, кратко описав все этапы работы (цель, контингент посетителей, формы представления информации, названия рубрик).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ГРУППЕ WEB - ДИЗАЙНЕРОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ САЙТА "ВЗМАХ".

Цель: Выработка фирменного стиля сайта.

Средства: Macromedia Flash, Photoshop, CorelDrow, Paint.

Этапы работы:

1. Определить цветовую гамму сайта (выбрать 3 основных цвета, которые будут использоваться при создании дизайна сайта).

2. Выбрать 2 основных типа шрифта.

3. Разработать логотип (изображение названия) школы.

4. Нарисовать макеты кнопок, бордюров и др. элементов, которые будут использоваться при создании дизайна сайта.

5. Сделать эскиз главной страницы (заставки) сайта, используя эффекты анимации в Macromedia Flash с применением разработок 1 - 4 этапов данного технического задания.

Пояснения к выполнению задания:

1. Определяя цветовую гамму учитывайте сочетание цветов.

2. Выбирая шрифты помните, что с помощью шрифтов можно выделить основной текст, заголовки, ссылки. Также предусмотрите размер и цвет используемых шрифтов.

3. При разработке логотипа можно воспользоваться уже имеющимся логотипом школы. Можно предложить свой вариант написания названия, использовать анимацию во Flash и т.п.

4. Кнопки, бордюры и др. элементы должны быть выполнены в выбранной вами цветовой гамме. 5. Эскиз главной страницы выполняйте, когда выполнены все остальные этапы работы. На этой странице разместите: логотип, кнопки, бордюры. Также вы можете сделать рисунок и использовать его на главной странице.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ГРУППЕ WEB - ПРОГРАММИСТОВ ПО РАЗРАБОТКЕ HTML - КОДА САЙТА "ВЗМАХ".

Цель задания:подготовить шаблон сайта в HTML - коде, используя редактор для создания и редактирования WEB - узлов.

Программные средства: Редактор Dreamweaver.

Этапы работы:

1. На листе бумаги спроектировать вид WEB - страницы.

2. В редакторе Dreamweaver, в окне редактирования документа отобразить все спроектированные элементы.

3. Открыть инспектор HTML - кода и определить, какие теги используются на вашей странце.

Пояснения к выполнению задания:

1. Проектируя на бумаге вид WEB - страницы предусмотрите место для расположения логотипа (изображения названия) школы (вставка объекта), кнопок перехода, меню, фотографий, основного текста. Для этого рекомендуется разместить на листе бумаги таблицу, где в каждой из ячеек будет размещен один из элементов страницы

2. Откройте редактор Dreamweaver. Найдите палитру объектов Objects, нажмите на кнопку Insert Table (Вставка таблицы), и в появившемся диалоговом окне введите число строк (Rows) и число столбцов (Columns) спроектированной вами таблицы. Ширину таблицы (Width) установите 100 %. Нажмите ОК.

3. Заполните ячейки таблицы в соответствии с вашим проектом.

4. Откройте инспектор HTML - кода и определите, какие теги используются на вашей странице для описания таблицы, строк и столбцов таблицы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ГРУППЕ САЙТА "ВЗМАХ".

Цель задания: подготовить формы "раскрутки" сайта.

Программные средства: текстовый процессор WORD, графические пакеты Macromedia Flash, Photoshop, CorelDrow, Paint.

Этапы работы:

1. Продумать, в каких каталогах и поисковых машинах целесообразно зарегистрировать сайт.

2. Какие ссылки на другие ресурсы Интернета целесообразно разместить на сайте.

3. Как организовать баннерную рекламу (баннерный обмен) на сайте.

4. Разработать макет баннера сайта в графическом редакторе.

Пояснения к выполнению задания:

1. Вспомните, какие поисковые сервера, каталоги вы знаете. Чтобы сайт было легче найти всем желающим, продумайте, какие ключевые слова нужно использовать при создании сайта.

2. Для того, чтобы в полной мере реализовать принципы WWW (переход по "информационной паутине" от сайта к сайту, подумайте, ссылки на какие ресурсы (другие сайты) Интернет целесообразно разместить на вашем сайте.

3. Для привлечения дополнительной аудитории и увеличения посещаемости сайта используются рекламные баннеры. Как вы считаете, на каких ресурсах сети стоит их разместить?

4. В текстовом процессоре WORD подготовьте отчет по пунктам 1 - 3 этапов работы.

5. В графическом редакторе изготовьте макет рекламного баннера сайта "Взмах" размером 468 х 60 pix. Баннер должен содержать логотип (название сайта), его адрес в сети (для простоты назовите его просто www.vsmah.ru).

Назад

 

Образовательная программа по курсу "Интернет-технологии" для 10 - 11 классов.

Пояснительная записка.

Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение учащихся 10 - 11 классов по специальности "Интернет технологии. Основы WEB-дизайна", при этом она включает в себя элементы общей информатики и связи с другими предметами курса среднего образования. Общая сумма часов (за два года) -136 часов. Программа разработана на основе "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования РФ" и с учетом Рекомендаций по составлению учебных программ по информатике, разработанных рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО. Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся: · базовые знания по информатике; · владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows не ниже версии -95; · владение пакетом "Microsoft Office" не ниже версии - 97. Целью программы является формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации. Основные задачи программы: · систематизировать подходы к изучению предмета; · сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; · показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет; · сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования. Несмотря на бурное развитие Интернет-технологий и глобализацию информационных ресурсов, самостоятельные программы, связанные с Интернет пока отсутствуют. Работа с информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Специальность "Интернет технологии. Основы WEB дизайна" включает в себя элементы общей информатики, элементы WEB-дизайна и элементы электронного делопроизводства. Необходимость создания подобной программы для начального профессионального образования вызвана тем, что наряду с отдельной специальность, навыки целевого поиска информации в глобальной сети становятся необходимы на каждом этапе профессионального образования будущего специалиста. Для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий, таких как презентации, дистанционное обучение, OnLine-тестирование и т.п. Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по использованию ресурсов Интернет должны происходить в режиме OnLine. При отсутствии стабильного доступа к Интернет, рекомендуется использовать режим OffLine с заранее подготовленным информационным материалом. Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса или практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными работами.

Основные знания и умения.

Учащиеся 10-х классов

Должны знать:

1. Основные правила и инструкции по технике безопасности при работе с ПК.
2. Основные принципы построения глобальной сети Интернет.
3. Виды компьютерных сетей и ресурсов Интернет.
4. Основные понятия технологии Интернет.
5. Единицы измерения информации и скорости передачи информации.
6. Виды протоколов передачи и обмена информации.
7. Принципы адресации в Интернет.
8. Функции браузеров и их виды.
9. Способы подключения к Интернет.
10. Существующие мировые и русскоязычные ресурсы Интернет.
11. Основные поисковые машины и их возможности.

Учащиеся должны уметь:

1. Запускать основные клиенты Интернет: браузер, электронная почта.
2. Перекодировать русские шрифты при просмотре Интернет-сайтов.
3. Пользоваться электронной почтой: корректно создавать и отправлять письма, получать сообщения, использовать возможности предоставляемого сервиса.
4. Задать электронный адрес страница/сайта и осуществлять переход вперед-назад по просмотренным страницам.
5. Пользоваться папками "Избранное" и "История".
6. Сохранять страницы полностью или фрагментами.
7. Работать в автономном режиме.
8. Пользоваться поисковыми серверами (машинами).
9. Правильно задать запрос поисковой машине и локализовать нужный сайт.
10. Находить информацию по заданной теме с использованием логических операторов.

Учащихся 11-х классов

Должны знать:

1.Основные правила и инструкции по технике безопасности при работе с ПК.
2. Понятие FTP-доступа и FTP-протокола, основные функции и отличия от HTTP.
3. Набор необходимых инструментов для создания Web-страницы/сайта.
4. Основные принципы использования языка HTML.
5. Принципы работы с Web-редакторами.
6. Основные средства редактирования Web-страниц.
7. Типичную структуры WEB-страницы и принципы проектирования сайта.
8. Основные принципы WEB-дизайна.
9. Как подготовить свой сайт к публикации в Интернет.

Учащиеся должны уметь:

1. Пользоваться FTP-клиентом и осуществлять поиск файлов через FTP.
2. Осуществлять поиск информации в Интернет. Уметь сохранить в необходимом формате.
3. Готовить текст и иллюстрационный материал для сайта.
4. Пользоваться средствами Web-редактора для написания страницы: создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами.
5. Осуществлять разметку страницы.
6. Подготовить и опубликовать свой сайт в Интернет.
7. Пользоваться фреймовыми технологиями.
8. Полностью создавать WEB-сайт.

Учебный план

10 класс (68 часов)

№ пп
Тема
Кол-во часов
1
Введение. История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. Обзор возможностей Интернет.
6
2
Топология Интернет.
4
3
Основы работы с броузерами Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.
4
4
Поиск информации в Интернет.
10
5
Работа с электронной почтой и почтовыми программами.
6
6
Работа в FTP.
4
7
Конференции в Интернет.
4
8
Общение в Интернет.
6
9
Подключение к Интернет.
4
10
Средства для работы с графической информацией.
20

11 класс (68 часов)

№ пп
Тема
Кол-во часов
1
Дизайн WEB-страниц и виды сайтов.
6
2
Введение в стандарт Hyper Text Markup Language (HTML).
28
3
Использование программных средств для создания Web-сайтов.
10
4
Понятие интерактивных документов (активные формы CGI и JavaScript).
6
5
Размещение HTML-документа на сервере.
6
6
Создание персонального WEB-сайта.
12

Полностью ознакомиться с данной образовательной программой и ее тематическим планированием, вы можете на страничке "Тематическое планирование"

 

Назад

Лаборатоная работа "Поиск информации в Интернет".

Данный урок можно проводить в классе, имеющем постоянное подключение к Интернет. Предварительно учащихся необходимо ознакомить с классификацией поисковых систем; правилами выполнения запросов в поисковых системах и с операторами языка запросов. После этого можно провести лабораторную работу "Поиск информации в Интернет". Могу отметить, что данная работа занимает не менее двух часов в классе, в котором учащиеся имеют низкий уровень компьютерной подготовки.

Лабораторная работа "Поиск информации в Интернет".

 

Современные тенденции в развитии интернет-технологий;

Материалы к уроку на тему "Интернет-технологии";

Образовательная программа по курсу "Интернет-технологии" для 10 - 11 классов.

Лабораторная работа "Поиск информации в Интернет"

Hosted by uCoz