ru/CP1251/tmsec=narod_total/0)">
Hosted by uCoz
1904 70081921 1904 70092601 Риторика как учение о речи и русские учебные рукописные риторики – История школы и педагогической мысли
         Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Риторика как учение о речи и русские учебные рукописные риторики

Интересно, что редактор удалил раздел о «грамматических видах» из «Риторики», заменив его пометой о том, что «сих обрящеши в грамматице».

«Риторическими видами» 1-го порядка фигур названы фигуры речи, образованные употреблением и комбинацией отдельных слов. К ним относятся: «повторение слова», «копуляцио» («егда слово повторяется с некоторым свойственным объявлением, яко же есть: по ся места был Федор Федором, до онаго же был думной думным»). В этом примере переводчик самостоятельно переделал латинское имя «Memmius» в «Федора», a «consul»— в думного.

Порядок фигур «риторических видов» содержит определения 10 фигур мысли — построений, образованных смысловым или семантическим намерением ритора. Эти фигуры предлагают употребление некоторых приемов, результатом чего является содержательно-стилистический эффект, например собственный ответ на свой же вопрос, восклицание, сомнение, умолчание и т. д.

Порядок фигур речи содержит 7 или 8 групп фигур речи, образованных разными способами и способствующих распространению и размножению речи. Каждая из групп содержит свой состав фигур.

я глава 2-й книги «Риторики»—«О последованию»— содержит краткие рекомендации к подражанию образцовым писателям и ораторам. Эта часть «Риторики» является одной из важнейших для риторической педагогики. Сошлемся на последующие в русской традиции сочинения, а именно на риторическую концепцию М. В. Ломоносова, который в числе «средств к приобретению» красноречия называет «подражание авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва не больше нужно, нежели самые лучшие правила»,

Русская «Риторика» XVII в. говорит о подражании «общем и свойственном». «Общее последование» может осуществляться в отборе общих мест, способах «размножения» речи, применении общих мест и приемов «возбуждения» чувств, способности выразить «свои повести скудно и непространно» и т. д.; подражанием в «словах» является заимствование речей и цитат из сочинений лучших ораторов, каковыми названы «Кикеро, Цесарь, Теренцыус, Ливиуш».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz
1904 70081893 1904 70092601 les/master05.htm">lessons/Word6.files/master05.htm lessons/Word6.files/outline.htm lessons/Word6.files/slide0001.htm lessons/Word6.files/slide0002.htm lessons/Word6.files/slide0003.htm lessons/Word6.files/slide0004.htm lessons/Word6.files/slide0005.htm links.htm map.html map1.htm map1.html map2.htm map2.html map3.html map4.html news151003.htm news151003/news151003.htm news160603/10.htm news160603/21.htm news160603/book.htm news160603/flop.htm news160603/klava.htm news160603/pedsovet.htm news160603/processor.htm news160603/tehnolog.htm old_index/index.htm OTZIV.HTM plan.HTM POCHTA.HTM question.html sitemap.html sitemap1.html sitemap2.html sitemap3.html sitemap/sitemap1.html sitemap/sitemap2.html soft.htm TMP6helutabw0.htm TMP6iieqtabxf.htm TMPbrf9yd6za5.htm TMPbu2pqd6zdl.htm

Первый заместитель председателя Комитета
Т.Е.Ковина

Карта сайта
Hosted by uCoz